Проектирование обочин автомобильных дорог

С края автомобильной дороги всегда находится или бортовой камень или обочина. Сегодня поговорим об обочинах.

Обочина делится на 3 основных элемента: краевая укрепительная полоса, остановочная полоса и прибровочная полоса.

Краевая укрепительная полоса — это элемент обочины, находящийся непосредственно за проезжей частью. Имеет такую же конструкцию, как и основная дорога.

Укреплённая часть обочины — часть обочины между краевой укрепительной полосой (остановочной полосой) и прибровочной полосой.

Остановочная полоса — предназначена для вынужденной остановки автомобилей (для дорог I и II категории).

Прибровочная полоса — переходная зона от обочины к откосу.

Размеры элементов обочин

Общая ширина обочины должна быть прописана в нормативе, который используется для проектирования. Например СП «Автомобильные дороги» или «Промышленный транспорт».

В случае с улицам, можно воспользоваться таблицей соответствия категорий городских улиц категориям внегородских дорог из ПНСТ 542-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования».

Таблица соответствия категорий городских улиц категориям внегородских дорог

Размеры обочин для внегородских дорог указаны в таблице 5.9 СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги».

Параметры основных элементов проезжей части и земляного полотна
автомобильных дорог

Как видно, не все элементы обочины явно прописаны в этой таблице. Например для IA категории автомобильной дороги при общей ширине обочины в 3,75 м, ширина остановочной полосы равна 2,5, а краевая полоса и укреплённая часть обочины не устраиваются. Следовательно ширина прибровочной полосы обочины будет равна 3,75-2,5=1,25 м.

Минимальная ширина прибровочной полосы — 0,5 м. При наличии ограждающих устройств, например барьерного или парапетного ограждения — 0,75 м.

При наличии тротуаров в поперечном профиле, ширину от края тротуара до откоса стоит принимать: при наличии ограждения — 0,75 м, а без ограждения — 0,5 м.

Конструкции обочин

Конструкция остановочной и краевой укрепительной полосы должна быть такой же, как и на основной дороге и устраиваться совместно с основной дорогой.

Если конструкция отличается, необходимо проводить расчёт дорожной одежды по п. 4 ОДН 218.3.039-2003 «Укрепление обочин автомобильных дорог».

Укреплённая часть обочины, как правило, укрепляется щебнем, гравием или асфальтобетонным гранулятом.

При прохождении дороги по насёлённым пунктам, необходимо соблюдать запрет на применение материалов способствующих пылеобразованию. В таком случае допустимо применять пропитку битумом. То есть устраивается щебёночная обочина и сверху производится проливка битумом.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.