Почему весной разрушаются дороги

Можно много говорить о коррупции чиновников и наплевательском отношении рабочих на объектах, о качестве дорожно-строительных материалов… Конечно, качество асфальтобетонной смеси, и её уплотнение, очень важны, но не столь критичны, как необеспеченный водоотвод.

Главный враг автомобильной дороги — это вода, как поверхностная, так и грунтовая.

Самое неблагоприятное время — когда температура наружного воздуха часто переходит через 0 градусов Цельсия и вода то замерзает, то оттаивает.

Поверхностная вода, в жидком состоянии заполняет микропоры в поверхности асфальтобетона, а при замораживании, расширяется. В результате поры расширяются и углубляются, со временем превращаясь в трещины и ямы.

Грунтовая вода насыщает земляное полотно и основание дорожной одежды, что ведёт к неправильному распределению нагрузки от транспорта, выдавливанию щебня и песка и образованию колеи.

Причины наличия воды на покрытии автомобильных дорог

Для обеспечения поверхностного водоотвод дорога имеет продольный и поперечные уклоны. За счёт них вода сбрасывается на обочины и в кюветы, либо отводится вдоль бортовых камней в ливневую канализацию или лотки.

Необеспеченные уклоны

На уклонах меньше 0,3% вода практически не течёт, за счёт силы поверхностного натяжения. Ошибки в проектировании или во время строительства могут быть причиной недостаточного уклона. Но такие ошибки достаточно редки, так как дорога это линейное сооружение и на своём протяжении имеет практически неизменный поперечный профиль. Ошибка с назначением уклона будет выявлена на стадии проверки или экспертизы проектной документации. В крайнем случае, строители не будут придерживаться таких проектных решений на линейных участках.

Иначе дело обстоит с площадными объектами и проездами в городской застройке, где вдоль проезжей части, вплотную к дороге проходят тротуары и застройка. А продольный уклон отсутствует или стремится к 0. При наличии застройки не получится значительно поднять или опустить дорогу. В таком случае решением будет, так называемый, пилообразный продольный профиль. То есть искусственное создание локальных возвышенных и пониженных участков. В пониженных участках устраиваются дождеприемные колодцы ливневой канализации.

Засорение ливневой канализации

Ливневая канализация, в силу своей дороговизны, устраивается только там, где она жизненно не обходима, и нет другого способа отвести поверхностную воду.

Причиной засора может быть мусор, попавший в коллектор, смёт с дорожного полотна или лёд. Крайне важно промывать канализацию заблаговременно, до начала активного таяния снега, чтобы устранить ледяные пробки, мешающие отводу воды.

Соответственно, если ливнёвка не работает, вода стоит на поверхности дороги и может только испариться с неё.

Некачественная очистка дорожного полотна и обочин

Во время зимнего содержания, частенько можно наблюдать навалы снега на обочинах, или на газонах сразу за бортовым камнем. Естественно весной весь этот снег тает и течёт на дорогу в огромных количествах. Пескосоляная смесь лежит валом вдоль обочины и не даёт воде уйти на откосы или в ливневую канализацию.

Снег, убираемый с дороги, должен вывозиться на полигоны. Пескосоляная смесь, которой посыпается дорога в гололёд и после больших снегопадов, так же должна убираться с поверхности дороги и вывозиться ещё до активного таяния снега.

За городом кюветы и водопропускные трубы должны вовремя очищаться от мусора и ила, чтобы эффективно отводить воду от земляного полотна в весенне-осенний период.

Ямочный ремонт

Как бы это странно не звучало, но ремонт может только ухудшить положение с водоотводом. Дело в том, что ямочный ремонт частенько выполняют просто заляпывая ямы литой смесью, без должного её уплотнения. В результате на дороге лежат горбы из заплаток, которые так же препятствуют водоотводу.

Вывод

Причина того, что дороги тают по весне, находится на поверхности, в прямом и переносном смысле.

Ответственными в данном случае должны быть те, кто отвечает за уборку и своевременную очистку поверхности дороги, обочин, ливневой канализации, кюветов и водопропускных труб.

Пока не будет сделано этого, даже самые качественные дороги, из самых технологичных материалов, будут приходить в негодность задолго до нормативных сроков.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх
%d такие блоггеры, как: