
Кюветы и канавы — основные элементы автомобильных дорог, предназначенные для сбора и отвода воды от дороги. Это простое и эффективное решение. Но подходит оно не для всех случаев.
Значение максимальной глубины кювета прописано в «ГОСТ Р 59611-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию».
При ширине земляного полотна более 11 м боковые продольные канавы и кюветы должны иметь глубину в пределах от 0.5 до 1,2 м. при ширине 11 м и менее — от 0.4 до 0.9 м. Нижний предел глубины принимается для песчаных и супесчаных грунтов, верхний — для суглинистых и глин.
Как измеряется глубина
Логично, что когда дорога проходит в выемке глубиной 2 метра, то глубина выемки не складывается с глубиной кювета. Мерять нужно от бровки земляного полотна.

В случае же прохождения дороги в насыпи, глубина кювета измеряется от уровня поверхности земли.

Глубина более нормативной
Если рельеф местности плоский или водопропускное сооружение, от которого идёт кювет находится глубоко, может поучится что глубина кювета должна быть 1,5 метра и более. Но такая глубина мало того, что противоречит нормативам, но и создаёт опасность жизни животных и людей, которые могут не заметить глубокой канавы в траве. А так же потребуется значительное увеличение ширины полосы отвода автомобильной дороги.
В таких случаях целесообразно применение лотков, железобетонных или стеклопластиковых. Лотки обязательно должны быть закрыты решётками. Верх лотка может находится как чуть ниже бровки земляного полотна, так и на максимальной глубине кювета.


Глубина кювета, по дну которого прокладывается лоток, так же должна соответствовать требованиям:
- при ширине земляного полотна более 11 м. — глубина от 0,5 до 1,2 м;
- при ширине земляного полотна 11 м. и менее — глубина от 0,4 до 0,9 м.
Меньшее значение для песчаных и супесчаных грунтов, большее — для суглинистых грунтов и глин.